21-06-2015

На 5 лет ближе к мечте.
История самой рекомендуемой школы Киева.

 

 

Говорят, что 90% всех компаний закрываются в течение первых пяти лет своего существования. Получается, что из 10 человек, отважившихся начать свой бизнес, через 5 лет увидеть свое детище живым сможет всего лишь один. И это грустно.

 

В июне 2015 года «Ближе к мечте» –  5 лет. Тогда, в 2010-м, мы начинали с двух преподавателей – Ани и меня; сейчас же нас – 20. Мы располагались в одном офисе площадью 85 м2; теперь у нас – 3 офиса общей площадью 350 м2. Поначалу в школе преподавался один язык – английский; на данный момент их 6. Добавились немецкий, французский, итальянский, испанский и польский. В 2010-м мы начинали работать без администратора как такового; в 2015-м наша административная команда состоит из 5 человек. В первый месяц своего существования наша школа обучала где-то 20 студентов; 5 лет спустя мы обучаем свыше 600 человек. И если принять во внимание то, что наш третий офис на 180 м2 мы запустили в феврале 2015 года, когда вокруг закрывались рестораны, отделения банков и всевозможные магазины, то вряд ли будет преувеличением подытожить первые пять лет «Ближе к мечте» одним словом – УСПЕХ. И это радостно.

 

Новоселье: открытие нашего третьего и самого большого офиса. Март 2015.

 

Иногда наши студенты или просто знакомые интересуются, почему нам удалось то, что не удается 90% других компаний – выжить и успешно развиваться в первые 5 лет своего существования. И в этой книге я попытаюсь честно рассказать о секретах, которые помогли нам. Надеемся, они либо помогут Вам, либо предостерегут от дорогостоящих ошибок. Итак, формула успеха от «Closer to the Dream» из 10 компонентов вы найдёте в главе III. А главы I и II расскажут, откуда вообще взялась эта пресловутая «Closer to the Dream». Надеюсь, это будет интересно.

 

Глава I. Мечта.

 

Была пятница, вторая или третья в октябре. Новый учебный год начался сравнительно недавно, поэтому встать до сигнала будильника было делом пустяковым. А чем раньше придешь в класс – тем больше времени пообщаться с одноклассниками. А ведь было о чем! В действительности, меня просто распирало от желания обсудить то, что беспокоило больше всего на свете.

 

Идя по улице Радужной вдоль дома 3-А и глядя на легкую осеннюю дымку, тихо поднимающуюся от земли и размывающую очертания детского садика метрах в ста впереди, я вдруг ясно разглядел то, что уже долгое время зрело внутри и что наконец удалось облечь в слова: «Жизнь не имеет смысла, если я не буду играть в киевском «Динамо»!» Мне было 13.

 

Еще несколько лет назад, перечитав всё, представлявшее хоть малейший интерес для ребенка, медленно, но уверенно превращающегося в подростка, я выудил из глубин книжных полок повествование о киевском «Динамо» под названием «Атакующая вершины». Оглядываясь назад, признаю, что та книга потрясла меня еще больше, чем «Мартин Иден» Джека Лондона.

 

После автобиографического шедевра Джона Гриффита Чейни (он же Джек Лондон), в котором необразованный моряк становится одним из самых востребованных писателей своего времени, я стал гораздо серьезнее относиться к учебе в целом и к изучению английского языка в частности. Вы не поверите, но «Мартин Иден» даже подтолкнул отличника советской школы, которому едва исполнилось десять, на предпринимательский шаг. Подражая примеру главного героя, который назначал цену за каждую строку текста гонявшимся за ним печатным изданиям, я решил ввести тариф на выполнение домашних заданий моим одноклассникам, от которых, честно, порой не было отбоя!

 

Не удивительно, это возымело резонанс. Другие отличники класса недовольно ворчали, хорошисты пожимали плечами, а троечники-двоечники были рады заплатить 5 копеек («подумаешь, просто не куплю бублик на перемене!») за освобождение от пренеприятнейшего времяпровождения с ненавистным домашним заданием и за улучшение их академической ситуации. Не знаю всех деталей, но слухи о моей предпринимательской инициативе дошли до завуча и директора, и «выходка Интелегатора» обсуждалась даже на собрании педагогического коллектива. И хотя некоторые влиятельные голоса звучали в мою поддержку: «А в чем, собственно, проблема? Он ведь своим умом деньги зарабатывает?!», мой бизнес не имел шансов выжить. В то время.

 

Декор нашей прихожей. Бабочек вырезали в 10 рук!

 

Книга же Валерия Мирского «Атакующая вершины» оказала влияние посущественнее. Мало того, что перечитывалась она минимум раз в полгода, по ее страницам, заляпанным борщом, притрушенным гречкой и политых попеременно сметаной и вареньем, можно в точности восстановить диету моих школьных дней. Если вдруг возникала дилемма, отправиться ли мне на английский (мои родители к тому времени уже записали меня на государственные курсы) или почитать еще главу-другую из книги о любимой команде, она почти всегда решалась в пользу книги.

 

А какие футбольные баталии разворачивались в нашей квартире после моего возвращения из школы! Одни ворота – столик для телевизора. Другие, напротив, – ножки комода. Футбольный мяч – клубок ниток, из которых мама вязала свитера, шарфы и носки. Сегодняшняя Лига чемпионов блекнет по сравнению с теми футбольными эпопеями, имевшими место на зеленом ковре в квартире на 7-м этаже.

 

Голы забивались головой и в падении через себя, пяткой и ударом «ножницами». Для футболистов (я поочередно отыгрывал роли игроков разных команд) не составляло отличия – забивать правой или левой ногой. Мячи влетали в ворота от штанги, перекладины и даже потолка (удивительно, что за все время была разбита всего лишь одна ваза)! Победы вырывались не то, что на последних минутах, но и на последних долях секунд, когда звук мяча, врезающегося в сетку, сливался с финальным свистком. Счет моих послематчевых пенальти запросто выходил за 10! И еще. Поскольку абсолютно всё в моих футбольных баталиях соответствовало принципам FAIR PLAY (справедливой игры), то когда в финале Суперкубка встречались команды «Динамо» Киев и какой-то команды калибра нынешних «Реала», «Баварии» или «Барселоны», исход этих поединков предсказать не мог никто, включая меня самого.

 

А потом был год 1990, когда киевляне в 13 раз выиграли чемпионат СССР и кубок СССР! Чего стоил финал против «Локомотива» – наша победа 6:1! И разве кто-то из болельщиков сможет забыть героический рывок киевлян на финише чемпионата, поочередно обыгрывавших московские «Спартак», «Торпедо» и «ЦСКА»? Никогда не забуду, как пошёл с отцом на стадион на матч с «Торпедо». После первого тайма мы ведем – 3:0. Но начинается вторая 45-минутка – и разницу в 3 мяча как корова языком слизала. 3:3! В ярости, мы оставили стадион и поехали домой… досматривать матч там. Ура, пронесло! Когда мы тряслись в троллейбусе, киевляне таки забили четвертый – победный – гол.

 

А чего стоил «золотой» матч 7 октября 1990 года в Киеве против «ЦСКА» из Москвы?! Мы выиграли — 4:1! На стадион меня не взяли – слишком холодно для школьника, поэтому я смотрел матч дома. Думал, что умру от разрыва сердца. А когда матч триумфально завершился, просто не находил себе места. Гордость за команду, за мой город просто распирала. Помню, как открыл форточку на кухне и прокричал подростково-срывающимся голосом в морозную октябрьскую черноту: «Динамо» Киев – чемпион!» Потом, правда, эту же форточку быстро захлопнул. Стыдно ведь, если увидят, откуда кричали.

 

А потом, по-прежнему не находя себе места, набросился на телефон, который появился у нас в квартире сравнительно недавно, и начал наугад набирать всевозможные комбинации цифр. Те, чьи номера совпадали с этими комбинациями, слышали в трубку все тот же восторженно-истерический вопль: «Динамо» Киев – чемпион!»

 

 

И хотя вскоре меня попустило, в ту ночь я пережил еще что-то совершенно новое: когда ты не можешь заснуть от счастья. Сердце колотится, ты не можешь поверить, что твоя заветная мечта осуществилась, и ты не хочешь, чтобы этот день закончился и стал историей.

 

Стоит ли удивляться, что все это «сорвало крышу» 13-летнему любителю футбола, направлявшемуся за школьную парту тем октябрьским утром? Да, я понимал, что уже не раз просил родителей отдать меня на футбол и получал категорически отказ: «Твоя стезя – учеба, а не профессиональный спорт!» Или же: «Разве ты не знаешь, что для того, чтобы стать профессиональным футболистом, нужно записываться в футбольную секцию еще в дошкольном возрасте! Тебе уже поздно!»

 

Я упрямо приводил пример Лобановского, который начал серьезно заниматься футболом в возрасте 14, но от этого обычно лучше не становилось. «И где сейчас Лобановский?» Вот это был по-настоящему больной вопрос, ведь Великий Тренер вскоре покинет Украину и пропадет из виду на долгие годы, тренируя сборные арабских стран. Без него киевское «Динамо», еще вчера совершавшее чудеса, будет демонстрировать разочарования одно горше другого.

 

Однако я принял решение не сдаваться и не предавать мечту. Моя квартира на седьмом этаже продолжала оставаться центром мировой футбольной жизни, а в часы отчаяния, чтобы хоть как-то сберечь угли костра тлеющей надежды, я начал писать футбольные истории. О том, как в Киев возвращается Лобановский (что представить в начале 90-х не пришло бы в голову даже самому обезбашенному психу!) и принимает киевскую команду, борющуюся за выживание в высшей лиге. Чтобы остаться в высшей лиге, киевлянам нужно было обыграть спартаковцев из Москвы с разницей в 3 мяча. И вот, проигрывая по ходу встречи 0:1, Лобановский выпускает на поле двух новичков клуба, пришедших в «Динамо» из первой лиги. Их фамилии – Интелегатор и Вовк (мой одноклассник, тоже бредивший футболом). И вот эти двое помогли команде переломить ход событий, выиграть со счетом 4:1, оставить команду в высшей лиге и подарить киевским болельщикам надежду. А в следующем году «Динамо» должно было выиграть чемпионат, причем эта победа во многом будет выкована усилиями тех же Интелегатора и Вовка.

 

Конечно, свой рассказ я дал почитать Ромчику Вовку. Тот настоял, чтобы мы показали это классному руководителю. Потом – преподавателю русского языка и литературы. Потом эта история была прочитана всему классу. А потом, где-то неделю спустя, по всем классам нашей школы прошел некий футбольный тренер и сделал объявление о наборе в футбольную команду. Многозначительно переглядываясь с Ромчиком, мы знали, что это объявление было для нас. Сейчас – или никогда! Либо мы хватаемся за эту возможность, подаренную судьбой, либо все наши разговоры о футболе – пустая болтовня, и наши мечты навсегда останутся несбыточными!

 

А потом был разговор с родителями. Серьезный и сложный. Мы договорились, что моя футбольная карьера закончится, как только отразится негативно на школьных оценках. А потом была беседа с Виктором Васильевичем, моим тренером по настольному теннису. Я сам объявил ему о том, что оставляю настольный теннис, и что делаю это после шести лет тренировок, четырех спортивных лагерей и стольких незабываемых историй с моими друзьями по секции.

 

На наших уроках студенты произносят 2000 слов и больше.

 

Виктор Васильевич молча курил, изредка вопрошая: «И как же зовут твоего футбольного тренера? Как называется команда, за которую ты будешь играть? А что ты будешь делать, если не сложится с новой командой?» Это была настоящая эмоциональная пытка. И хотя мне казалось, что обидные клички, подколки и даже физические наказания давали мне полное право попрощаться без угрызений совести, порой я чувствовал себя предателем. Но предать футбольную мечту, которая для меня на тот момент стала смыслом жизни и которая сама (!!!) сделала мне шаг навстречу, было бы предательством большим. Итак, пройдя через горнило эмоциональных мучений и испытаний, я пришел на первую тренировку со свалившимся на нашу голову неведомо откуда футбольным тренером.

 

А тот уже был на месте. Потихоньку подходили пацаны. Кто-то из них знакомый, кто-то – нет. Я чувствовал огромное преимущество, зная наизусть имена, фамилии и общие данные игроков-динамовцев. Я знал все клубные взлеты и падения за прошедшие на тот момент 60 лет истории, прочитав к тому времени как минимум пять книг о футболе и, главное, будучи уверен, что люблю мою команду больше,  чем кто-либо из них. В тот день я сделал комплимент тренеру, сказав, что он похож на какого-то легендарного динамовца. И хотя в нашем первом матче я не забил, но в том, что тренер меня запомнил, сомнений не было. Мы только-только развели с центра, я получил мяч, и, не задумываясь, пробил по воротам соперника со своей половины поля. Каким-то чудом их вратарь перевел мяч, летевший в девятку, на угловой. «Ого!» – только и сказал тренер.

 

Первый месяц был на самом деле медовым. Мы тренировались недалеко от нашей школы. А потом в какой-то момент нас оповестили, что тренировки переносятся в другое место. С тогдашним транспортом дорога забирала часа полтора. Затем нашу «зеленую» команду попытались слить с другой, более опытной. А потом у нас поменялся тренер. А потом еще раз место тренировки.

 

Я старался. Бегал по утрам вокруг озера. Дома на перекладине в сумке-авоське висел футбольный мяч – тренировать приём. Отталкиваешь его от себя, а когда он возвращается, ты должен остановить его так, чтобы он словно приклеивался к твоей ноге. А каждые выходные мы проводили с отцом часы, играя один на один в футбол. И так происходило до тех пор, пока однажды нам не сказали, что больше наша команда играть не будет. Не помню точную формулировку, но то ли ее «расформировали», то ли не было финансирования. Не мудрено, Советский Союз трещал по швам.

 

Помню, как одним майским днем вернулся домой и сказал: «Все, нашей команды больше не существует». Мои родители (какие же они все-таки самые лучшие в мире!) отреагировали мудро: «Что ж, ты попробовал».

 

Да, я попробовал. И потерпел фиаско в попытке стать футболистом. Я осознал раз и навсегда, что в киевском «Динамо» мне не играть никогда. Что детство закончилось, а мир опустел без Мечты – первой, искренней и настоящей. И что новый смысл жизни придется искать, быть может, не один месяц или даже год. Было грустно. Наверное, как и бойцу, вернувшемуся из проигранного сражения.

 

Съемки ролика «Шоу талантов» из серии мини-видеоуроков FUNNY GRAMMAR.
Май 2014.

 

Да, я проиграл. Но также я узнал о единственном способе умолить-убедить мечту стать реальностью. Сначала – бежать что есть сил. Потом, когда бежать невмоготу, – идти. Ковылять, спотыкаться и плакать от бессилия, когда едва держишься на ногах. И ползти в изнеможении в направлении мечты, которая уже скрылась за горизонтом, даже когда продолжать движение в ее направлении кажется бессмысленным. Других языков мечта не понимает, будь то русский, украинский или даже английский. 

 

Глава II. Английский.

 

В 80-е годы советские школы начинали обучение английскому с 4-го класса. По какой-то причине мои родители решили, что иностранные языки пригодятся мне в будущем и отправили на государственные курсы английского, когда я по-прежнему учился в третьем классе. И преклоняясь перед стратегическим чутьем родителей, я все же не скажу, что шестилетнее посещение курсов (два индивидуальных урока в неделю) произвело лингвистический прорыв в моей жизни.

 

Несомненно, поначалу я знал больше английских слов, чем большинство одноклассников, и уж конечно не имел проблем со школьной домашкой. Но именно это и сослужило в конечном итоге плохую службу. Ведь зная, что ты на голову выше одноклассников, просто-напросто теряешь стимул к серьезному изучению школьной программы. Да и что бы это дало? Учить наизусть и пересказывать тексты про Бориса и Лину Стоговых из учебников?

 

К тому же не сказал бы, что преподавание на курсах в принципе отличалось от школьного. Точно также заучивались наизусть тексты, лишь из других учебников: Бонк, Шахназарова. Составлялись длинные списки слов на разные темы, переписывались в тетрадку таблички со всевозможными правилами. При этом разговорный компонент на уроках отсутствовал напрочь. Максимальным приближением к говорению были задания на перевод: преподаватель говорит предложение на русском, ты воспроизводишь его на английском.

 

Одним словом, когда в 1992 году мне удалось поступить в 10-11 классы в Киевский лицей экономики и бизнеса (по-прежнему считаю это моим самым выдающимся академическим достижением, ведь на одно место претендовало около 25 человек), состояние моего английского можно было бы охарактеризовать одним словом: бардак. А потом два года длилась нескончаемая чехарда с меняющимися преподавателями, каждый из которых предлагал новый учебник и бессменное надиктовывание слов и фраз на определенную тему.

 

Ситуацию спас Андрей Олегович Не-Помню-Фамилии, который вообще отказался от всяких учебников, но зато провел полный грамматический ликбез на основе самых популярных на тот момент англоязычных хитов. Yesterday, Let It Be, Show Must Go On, Nothing Else Matters, Crying in the Rain, Stairway to Heaven, Hotel California были изучены-проанализированы вдоль и поперек. Мы даже стали шутки ради общаться с друзьями-лицеистами фразами из песен. И еще. Андрей Олегович никогда не общался с нами на русском или украинском. Вся коммуникация происходила исключительно на английском. Единственный раз, когда мы услышали его говорящим на русском, было во время его выступления на выпускном. Одним словом, хочешь не хочешь, с ним мы вынуждены были пытаться ГОВОРИТЬ на английском.

 

И вот позади – Лицей бизнеса. Впереди – барьер не менее сложный и амбициозный. В 1994 году Киево-Могилянская Академия являлась «самым старым и самым молодым» высшим учебным заведением Украины. Самым старым – поскольку была основана в 1632 году, то есть еще до того, как пилигримы из Англии высадились на североамериканском континенте. А самым молодым – потому что Могилянка была заново открыта после почти столетнего перерыва в 1992 году.

 

«Ближе к мечте» в Северной Ирландии. Осень 2013.

 

Помню, поступление на гуманитарный факультет охранялось тогда тремя сторожевыми псами: тестами украинского, английского и обще-гуманитарного модулей. Также следует сказать, что в 1994-м мы были всего лишь третьим набором могилянцев независимой Украины, и содержимое тестов (которые во многом были экспериментальными) постоянно менялось. Соответственно, проверялось все вручную, без компьютерной обработки. Не мудрено, ведь некоторые из тестовых заданий заключались в написании сказки или придумывании собственной пословицы!

 

Помню, насколько мучительным было ожидание результатов. Сначала сказали, что узнаем их через 2 недели. Потом – через 3. Затем ты чуть ли не каждый день приезжал на Контрактовую площадь с надеждой, что списки уже вывесили. Думаю, меня сложно осудить за то, что, увидев таки свою фамилию среди поступивших счастливчиков, я с ликующим ревом пробежал метров 100 по внутреннему дворику между первым и конгрегационным корпусами.

 

Должен заметить, что меня приняли в качестве резервиста, а не полноценного студента. Таковым мне предстояло стать после успешного окончания первой экзаменационной сессии. В случае же неудачи – увы! Да, забыл сказать: резервистом я оказался, поскольку не добрал необходимых баллов по… Интересно, угадаете? Точно, по английскому языку!

 

Именно Могилянка стала наиважнейшей вехой в моей англоязычной истории. Ведь там, независимо от факультета и выбранной специализации (а у меня их было три!) английский являлся неотъемлемым рабочим инструментом. Ведь львиная доля единственно-доступных учебных материалов была на английском; на этом же языке читались целые курсы со всеми вытекающими семинарами, выступлениями и рефератами. Не удивительно, что начав обучение в четверной группе из восьми (то есть, будучи таким же «середняком», как и многие из Вас), я заканчивал обучение в самых сильных группах.

 

А чего стоил курс «Фонетика английского»! Бесценная Тамара Степановна заставляла нас засовывать в рот пальцы и карандаши, растягивать губы в невероятно болезненных улыбках и хлопать себя подбородком по груди. При этом она невозмутимо спрашивала: «Ну что, болят мышцы лица? Нет? Значит, вы произносите английские звуки неправильно, иначе лицо болело бы».

 

Пожалуй, этот курс фонетики оказался для меня одним из самых судьбоносных. Именно после него (я получил в итоге 99 баллов из 100) разные люди стали спрашивать, откуда я приехал, ошибочно принимая меня за иностранца из-за приобретенного акцента.

 

А потом было общение с и переводы для британцев, американцев и прочих англоязычных иностранцев. В те же студенческие годы я начал проводить первые частные уроки по английскому. А после окончания Могилянки моим первым рабочим местом стала средняя школа, где я преподавал английский школьникам от 1-го до 9-го классов. И когда через несколько лет я уехал учиться в Великобританию, то смог обращать внимание на такие аспекты языка, как различные акценты и особенности местного произношения.

 

Последний пункт назначения в нашем 38-дневном туре по Великобритании – Лондон.
Ноябрь 2013.

 

Например, во время нашего недавнего визита в Англию мы отправились на экскурсию в Йорк (настоящий пир для любителей истории!), в конце которой я спросил у экскурсовода Алана: «Прошу прощения, но в том, как Вы произносите «house» и «role», я слышу нотки шотландского акцента. Если я не ошибаюсь, у Вас шотландские корни?» Алан несколько смутился и признал, что его мама родилась в Шотландии, добавив: «Англичане не замечают у меня этого акцента!»

 

В 2006 я начал сотрудничать с курсами иностранных языков «Гринвич». А в 2010 мы с моей будущей женой Аней открыли уже нашу школу, «Ближе к мечте». Как же много копий было сломано при выборе названия! Аня, например, предлагала «Интелего» — компиляцию фамилий Интелегатор и Гожая (девичья фамилия Ани). Кто-то из друзей спрашивал: «А вам не страшно назвать школу наречием?  Ведь «ближе» — это наречие!»

 

Но вопрос был даже не в части речи, а в том, что на английском «Ближе к мечте» звучит «Closer to the Dream». И когда наш друг спросил, какой наихудший вариант восприятия нашего названия среднестатистическим обывателем, мы почесали головы и поняли, что люди обречены путать «close» [kləuz] (закрыть) с «close» [kləus] (близко). Выходит, наихудший вариант вырисовывается: «Закрыть мечту»! Что и говорить, этот ошибочный перевод был не самым лучшим ободрением для потенциальных учеников!

 

Но идея мечты все-таки превозмогла, и «Closer to the Dream» стала постепенно становиться неотъемлемой частью сферы преподавания иностранных языков в Киеве. И в какой-то момент мы осознали, что являемся самой рекомендуемой школой Киева. Ведь 80 (!!!) процентов приходящих к нам людей делали это из-за того, что их направляли к нам друзья, знакомые, коллеги. Ниже — несколько из самых распространенных причин обращения к нам.

 

«Я слышал/слышала, что у вас происходят чудеса!»

 

«Говорят, у вас разговаривать начинают даже самые безнадежные».

 

«Вы – моя последняя надежда заговорить на английском».

 

Какую бы лексическую или грамматическую тему мы ни изучали,
в первую очередь делаем это через разговор.

 

Мы не спорили. Мы благоговейно слушали и продолжали делать то, что и раньше – помогать людям приближаться к их мечте. И мы знали, что не за горами время, когда наша школа станет одним из общепризнанных лидеров и законодателей мод среди более чем 200 школ иностранных языков Киева. И, празднуя в июне 2015 года свое пятилетие, школа «Ближе к мечте» делает это на первой позиции независимого рейтинга компании Enguide (http://enguide.ua/kiev/courses/rating). Может, это прозвучит несколько нескромно, но мы ничуть не удивлены. Все справедливо. Как говорил Лобановский, «счет — на табло». А наши студенты вновь и вновь повторяют: «Я видывал много разных школ, с вами не сравнится никто».

 

Глава III. Формула успеха от «Ближе к мечте»

 

1. Безысходность

 

Когда на рубеже 2009-2010 годов стало понятно, что наша свадьба с Аней – вопрос очень обозримого будущего, мы реалистично взглянули на наш финансовый потенциал. Работать в «Гринвиче» было интересно и увлекательно. Компания смогла пережить тогдашний финансовый кризис 2008-2009 гг. и выйти из него с честью. Однако было совершенно очевидно, что если мы хотим организовать наш Большой День именно так, как нам мечтается и, более того, полностью оплатить все свадебные расходы, придется открывать свою школу иностранных языков, о чем я и предупредил моего тогдашнего работодателя где-то за полгода до прекращения наших рабочих взаимоотношений.

 

Итак, мы открывали нашу школу от безысходности. «Ближе к мечте» была нашим единственным шансом, нашим планом А при полном отсутствии, даже теоретическом, плана Б. И мы заметили, что безысходность – иногда просто незаменимый помощник. Мы с Вами уже упоминали, что 90% всех бизнесов закрываются в течение первых пяти лет существования. Думаю, это в первую очередь относится к тем случаям, когда люди начинали заниматься своим делом интереса ради: получится или нет? Если же предпринимателей подталкивает к этому необходимость, тогда у них просто нет права на неудачу.

 

Например, нам с Аней всегда была интересна идея открытия собственного кафе. И ключевое слово здесь – интересно. Наша жизнь, наше обеспечение, наше завтра не зависят от успешности или провала проекта «Кофейня Интелегаторов». Поэтому мне почему-то кажется, что открой мы кафе эксперимента ради, мы бы вскоре убедились, что шансы провалиться в бизнесе – таки 90%. Но если бы от этого зависела наша свадьба и все наше будущее, мы бы констатировали, что шанс достичь успеха в бизнесе таки есть, и он достигает целых 10%!

 

Людей, раздираемых дилеммой «открывать мне свое дело или не открывать?», я спрошу напрямик. А Вам это надо? Минимум год не ходить в отпуск? Работать не только по субботам и воскресеньям, но и 31 декабря и 1 января? Не иметь зарплаты минимум полгода, а начав получать какую-нибудь прибыль, знать, что являешься самым низкооплачиваемым сотрудником своей компании? Самому убирать, мыть туалет и жить в офисе, ночуя в раскладном шкафу-кровати, храня при этом всю одежду на двух человек в шкафчике шириной 50 см? И, правда, Вам это надо?

 

Наш первый предмет мебели – синий овальной стол в Big Room.

 

Слышал, что в Британии 33% предпринимателей, работающих на себя, находятся в категории самых низкооплачиваемых работников. Выходит, бегаешь, суетишься, переживаешь, отдохнуть толком не можешь, и за все труды получаешь меньше, чем те, кто работают с 9 утра до 6 вечера и имеют два выходных! И это  актуально, повторюсь, для 33% частных предпринимателей в Британии! Даже страшно представить, каков процент таковых в Украине! Зачем, спрашивается?! Зачем самому ставить себя в такую ситуацию?

 

Но вот если в угол безысходности нас загнала сама жизнь, и мы готовы, стиснув зубы, драться со всеми враждебными обстоятельствами, это может быть одним из факторов успеха нашего бизнеса. Однако самой безысходности не достаточно. Ведь окружающему миру, по большому счету, все равно, как нам сложно и какие финансовые нужды обуревают нас. Люди не будут приобретать наши товары и услуги, если они им не интересны, насколько отчаянно мы бы ни пытались заставить их это сделать.

 

2. Естественность или фактор спроса

 

Мне нравится повторять, что школу «Ближе к мечте» открыли наши студенты. И это чистая правда! Еще работая в «Гринвиче», я регулярно получал около 5 звонков в месяц от людей, которым советовали обратиться ко мне мои прошлые или нынешние студенты. Могу с гордостью признаться, что за все годы работы в предыдущей школе я ни разу не согласился учить студентов «в обход» школы. Но те постоянные звонки и обращения вселили непоколебимую уверенность, что если мы откроем свою школу и сохраним прежнее качество преподавания, к нам будут обращаться за помощью все те же 5 новых человек в месяц. И если нам удастся привить те же принципы преподавания нашим будущим коллегам, то корабль «Ближе к мечте» будет непотопляемым.

 

Помню, как после разговора с Олегом Константиновичем – хозяином нашего нынешнего офиса (5 комнат, 85 м2 в центральной части Киева) – Аня и я пребывали в нерешительности, раздираемые вопросом: «А стоит ли брать двоим преподавателям офис на 5 комнат? 5 комнат с голыми стенами? Ведь на две аренды (первый и последний месяц) и риэлтерскую комиссию уйдут ВСЕ наши сбережения. Нам не останется даже средств на мебель! Понятно, мы будем расти, но стоит ли рисковать сейчас?! Стоит ли рисковать всем?!?!»

 

И тут – звонок. «Здравствуйте, меня зовут Валентин, ваш телефон дал мне Вадим. Он сказал, что вы – человек, который поможет мне наконец-то заговорить на английском».

 

Бывает же такое?! Секунду назад мы вопрошали, стоит ли вообще заваривать всю кашу, и вот мы уже получили красноречивый вещий ответ: «Да!»

 

Именно в этот момент было принято окончательное решение: «Да, Валентин, конечно! Со следующей недели мы открываем нашу собственную школу и начинаем работать в офисе по адресу Ивана Мазепы, 3, офис 72».

 

Сразу же после этого звонка мы связались с хозяином офиса и сообщили, что готовы подписывать договор аренды.

 

За годы существования школы многократно менялся декор. 
Все всегда делалось своими руками, чтобы студенты чувствовали себя, как дома.

 

Так что, повторюсь, появление «Ближе к мечте» – заслуга наших студентов, которые просто вынудили нас к этому шагу. Как они, драгоценные, верили нам! В те 3-4 июньские недели, ища офис для школы, мы продолжали проводить занятия с нашими студентами в различных «Пузатых хатах». С нас – чай или кофе, а занятия проходили прямо там, под шум голосов и перезвон посуды. Впрочем, многим из студентов это даже нравилось. «Прямо как в настоящей жизни, а не в стерильных условиях классной комнаты!» – признавались они.

 

Также мы видели, что в нас верят и другие люди. По крайней мере, несколько человек, услышав о наших планах для школы иностранных языков, предложили сотрудничество, партнерство или даже полное финансирование. И хотя мы решили сохранить полный контроль над нашей школой и не вступать в отношения партнерства на том этапе, вера других людей в наш проект лишний раз подтолкнула нас расправить крылья и отправиться в полет.

 

Помните знаменитое Маяковского: «Ведь если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были?» Вот так и наше «зажигание» «Ближе к мечте» оказалось таким же естественным, как и дыхание. Просто потому, что это было кому-то нужно!

 

3. Бизнес-план? Свой капитал!

 

Вопрос, по поводу которого сломано множество копий, – бизнес план. Хотя на всех предпринимательских тренингах бизнес-план считается краеугольным камнем создания собственного дела, обычно, когда я спрашиваю состоявшихся предпринимателей, они с улыбкой отвечают: «Нет, у меня не было никакого бизнес-плана».

 

“Closer to the Dream” появилась тоже без бизнес-плана. Мы просто знали рынок и были уверены в своих услугах. Конечно, мы рассчитывали цены и закладывали маржу прибыли, но я согласен, что если Вы разбираетесь в своем деле – бизнес-план Вам не нужен. Однако, ситуация меняется в корне, если Вам необходим банковский кредит или внимание потенциальных инвесторов. Без бизнес-плана с Вами просто-напросто никто и разговаривать не будет!

 

Получается, если Вы способны построить жизнеспособный бизнес, то обойдетесь в этом и без бизнес-плана. Если же верить в бизнес-план как мантру или волшебную палочку, тогда велики шансы, что компанию нужно будет, в конце концов, закрыть, хотя этого и не было предусмотрено бизнес-планом. Однозначно, расчеты на бумаге не заменят знаний, уверенности, опыта, отваги, отчаянности или всего вместе взятого, чтобы оказаться среди 10% успешных предпринимателей.

 

На уроке с детьми.

 

Мне всё-таки кажется, что гораздо важнее начинать свое дело, используя СВОЙ начальный капитал. Безусловно, можно занять денег или взять кредит в банке. Но именно тогда, когда Вы вкладываете в дело заработанные в поте лица СВОИ финансы, Вы, как говорят спортсмены, «землю грызть будете», чтобы удостовериться, что даром не пропадет не то, что одна гривна, но и ни одна копейка.

 

Со своим стартовым капиталом Вы будете ЧУВСТВОВАТЬ каждый платеж. Вы будете очень тонко осознавать разницу между необходимой инвестицией и необязательной тратой. Не будет мыслей: «Чего уж тут мелочиться, когда-то всё равно окупится!» Вы сами, без посредников, пройдете все стадии государственной регистрации. Вы будете разводить цветы для офиса вместо того, чтобы покупать их. Будете носить использованные картон и бумагу на пункты приема макулатуры. Будете выключать свет в аудиториях, как за собой, так и за студентами и преподавателями. Будете делать ксерокопии только с двух сторон и еще тысячу раз подумаете, делать ли их вообще, ведь можно просто-напросто использовать электронный формат файлов! И уж конечно Вы не будете покупать красивых стикеров-бумажек для записи. Зачем, если можно нарезать для этой цели непокрытые картриджем белые фрагменты использованных копий?!

 

В июне 2010 года наш стартовый капитал составлял 29 тысяч гривен. Ровно столько, чтобы оплатить первый и последний месяц аренды и въехать в офис с голыми стенами, а также заплатить комиссию риэлтору. Зато какое это было приключение! Никогда не забуду наш первый стол и комплект стульев! А потом провели еще какое-то количество занятий – купили пылесос и кулер. Еще неделя-другая – на стенах появились картины. Затем – еще один стол. Потом – еще десяток стульев. Начинаешь понемногу чувствовать оборот, реалистично оценивать свои финансовые возможности на сегодняшний день. Вот это жизнь, вот это приключение!

 

Безусловно, с заемным капиталом все это можно было бы сделать быстрее. Но тогда, убежден, не обошлось бы без ненужных или несвоевременных затрат. Свой же капитал – гарантия своевременности и необходимости финансовых вложений, а также естественного роста компании, в отличии от «бройлерно-антибиотической» акселерации.

 

4. Ценности

 

Человек – это проблема. Застрели человека – и не будет проблемы.
И. Сталин

 

Хотим мы этого или нет, но жизнь каждого человека именно такова, какая есть, из-за тех ценностей, которые присутствуют в жизни этого человека.  «Эх, нет жизни!» – обронит кто-то в сердцах время от времени. В действительности же это скорее обозначает, что у человека просто нет ценностей, в которые он или она по-настоящему верит.

 

Ведь именно ценности побуждают вставать рано, когда можно еще поспать. Именно ценности подсказывают, как поступить в той или иной ситуации. Ценности, в которые мы верим, не дают нам спокойно сидеть на месте и помогают сделать шаг в неизвестность. Они дают нам силы преодолевать препятствия и наполняют смыслом самые обыденные, казалось бы, ситуации.

 

Съемки ролика «Волшебная цифра» из серии мини-видеоуроков FUNNY GRAMMAR.
Май 2014.

 

Ценности могут быть разными. Соответственно, ценности Марии Терезы вдохновили ее на спасение миллионов. Ценности же Шикельгрубера  и Джугашвили позволяли им лишать миллионы жизни. Ценности – это глаза, которыми мы смотрим на мир, на нашу страну, на людей в целом и на каждого человека в отдельности. Ценности определяют наше отношение к семье, работе, учебе. И я уверен, что феномен «Ближе к мечте» необъясним в отрыве от ценностей, приведших к ее возникновению.

 

На протяжении жизни мне довелось поэкспериментировать с ценностями. От одного из самых воспитанных учеников до того, от кого школа была рада избавиться. От умеренного атеизма до увлечения сатанинской идеологией и ношением перевернутого крестика. От «Так говорил Заратустра» Ницше до экспериментов с индуистской традицией. В какой-то момент времени я считал, что дном падения в развитии (или точнее деградации) человека является принятие христианства. И это, в конечном итоге, стал именно тот шаг, который я сделал осознанно и бесповоротно.

 

Ведь оказалось, что христианство – не свод инструкций по зажжению свечей и покрыванию головы. Христианство – это личность. Личность Иисуса Христа. Помню, закончив философский факультет Киево-Могилянской академии, задал себе вопрос: «Ну и что? Какие выводы?» Как гуманитарий, я изучал ценности, когда-либо ведомые человечеству. И среди всех них не оказалось ничего прекраснее ценностей Иисуса Христа, вся суть которых – любовь к Богу и ближнему. Ведь наше отношение к Богу зеркально отражается через наше отношение к людям. А если мы ценим ближнего, то не будем курить в лифте. Не будем отказываться еще раз установить набойку, которая отлетела неделю спустя нашего «ремонта». Не будем громко разговаривать в кинотеатре или три раза пробивать в чеке всего лишь два борща.

 

И именно эти христианские ценности мы стараемся отражать в каждом дне своей жизни. И вот на этих библейских ценностях была основана «Ближе к мечте»: относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе; и что бы ты ни делал для других, делай это, как если бы ты делал это для Иисуса Христа. Вам судить, насколько это у нас получается. Но одно наверняка. Из всех других школ английского Киева (и я с готовностью снимаю шляпу перед достижениями многих из них) ни для одной другой, насколько мне известно, это не является ПЕРВООЧЕРЕДНЫМ приоритетом.

 

5. Наши сотрудники

 

После ценностей компании, самым важным компонентом успеха, пожалуй,  является персонал. И сотрудники, по сути, всегда будут естественным отражением и продолжением основополагающих ценностей той или иной компании.

 

Празднование пятилетия школы с преподавателями и администраторами
«Ближе к мечте», 29 мая 2015.

 

Выбирая преподавателей для «Closer to the Dream» – мечтателей, как мы их называем, – мы имеем три основных критерия:

 

А) Опыт преподавания. Честно говоря, здесь не так важно, как долго человек преподает. Основное, это получив опыт преподавания, по-прежнему быть уверенным, что ЛЮБИШЬ преподавать и что учительская стезя – наилучший выбор в жизни. Также крайне важно быть гибким и всегда готовым учиться. Ведь зачастую, присоединяясь к «Ближе к мечте», преподавателю придется существенно изменить некоторые (или многие) из своих подходов, чтобы соответствовать ожиданиям студентов самой рекомендуемой школы английского в Киеве. 😊

 

В) Опыт проживания в стране, язык которой учитель преподает. Книги, телевизионные передачи или даже общение с носителями языка в Украине – чудесно и восхитительно. Однако непосредственное знакомство с Великобританией, Америкой, Канадой, Индией, Австралией или Новой Зеландией наделяют преподавателя дополнительным авторитетом в глазах учеников и предоставляют множество интересных примеров, историй и иллюстраций. Это также своего рода подтверждение, что человек знает, о чем говорит.

 

С) Опыт сферы обслуживания. Часто, упоминая об этом факте, я замечаю недоумевающие или сочувствующие взгляды собеседников: «М-м-да. Это клиника. Что общего между преподавателем и официантом?» В том-то и дело, что ВСЕ!!! Мы не устанем повторять, что преподаватель в школе равняется официанту в кафе. И то и другое — сфера обслуживания! Разница лишь в том, что безразлично-незаинтересованно-надменное отношение официанта не позволит Вам насладиться чашкой кофе и любимым десертом; а такой же безразличный, незаинтересованный, надменный преподаватель отобьет охоту учить иностранный язык даже у тех, кто к этому стремится.

 

Согласен, всегда есть исключения, но бывший ресепшионист гостиницы будет так же искренне и естественно улыбаться студентам языковых курсов, как и посетителям гостиницы. Напротив, преподаватель, презирающий своих студентов на занятиях частного или государственного учебного заведения, привнесет такое же отношение и на занятия языковых школ. Почему? Потому что они так и не осознали или не поверили в то, что обучение – это сфера обслуживания! Сфера, в центре которой — нужды и потребности людей, обратившихся к нам за помощью, будь то обучение или перевод. Мы не верим в существование некой касты VIP-посетителей. Для нас самый важный, самый особенный, самый-самый VIP – это тот, кто пришел к нам прямо сейчас. С кем бы мы ни разговаривали в ДАННЫЙ момент времени – единственный обитатель планеты Земля, на помощь которому направлены все наши усилия. Во всяком случае, мы напоминаем об этом себе и всем нашим коллегам снова, и снова, и снова.

 

Конечно, бывают случаи, когда мы начинаем сотрудничество с преподавателем, у которого недостает А, или не хватает В, или отсутствует С. Однако два из трех компонентов являются жизненно-необходимым минимумом. Именно поэтому Вы уже и так заметили, что учителя «Ближе к мечте» выгодно отличаются от сотрудников многих других компаний.

 

Что касается администраторов, то мы по-прежнему в догадках: что сложнее – найти дрим-преподавателя или дрим-администратора? Говорят, Наполеон утверждал, что у него ушла целая жизнь, чтобы найти необходимого ему администратора. Так это или иначе, слова эти иллюстрируют, насколько сложно найти человека, который находил бы общий язык с различными преподавателями, многочисленными студентами, всевозможными посетителями и, немаловажно, со своими руководителями, которых в «Ближе к мечте» целых два!

 

 

Вот некоторые из советов, которые помогут Вам найти и удержать администраторов-чудотворцев.

 

  • Ищите людей с высокими коммуникативными способностями. Поддерживать общение с посетителем, делая при этом чай для гостя и открывая дверь еще для одного. И все это – с восторгом и улыбкой, как будто именно этого момента они и ждали целый день! Этого невозможно достичь без искренней заинтересованности в людях, без желания узнать их, понять их и помочь настолько, насколько это в наших силах. И еще. Если на собеседовании нам с Аней скучно (мы всегда собеседуем администраторов вдвоем), мы не выберем такого претендента, что бы при этом не говорило его/ее резюме. Если человек скучен и неинтересен нам, то же самое будут ощущать и другие. Итак, повторюсь, наши администраторы должны любить и уметь общаться с людьми.

 

  • Дрим-администраторы никогда не вздыхают! Каким бы ни было задание, для них это – привилегия: они кому-то нужны, кто-то нуждается в их помощи! Они не забывают: школа иностранных языков – также сфера услуг!

 

  • Мы доверяем нашим администраторам. Естественно, существует отчетность и мы анализируем выполнение тех или иных задач. Но мы 1) не желаем и 2) не в силах контролировать ВСЕ поступки, решения и действия наших админов. И мы в восторге, что не делаем этого! Главное – не брать людей, которые не соответствуют требованием и ценностям компании. А выбрав тех, кто соответствует – доверять им.

 

В действительности, управление людьми – очень просто. Особенно, если Вам известно что-то о стиле управления таких деятелей, как, например, Сталин. Он, например, не доверял никому. Поэтому и вникал всегда в каждую деталь действий подчинённых. Без этой постоянной отчётности и повиновения, зачастую слепого-тупого, в окружении «отца народов» Джугашвили не происходило ничего. Инициатива была равнозначна суициду или, по крайней мере, русской рулетке. Только вот вместо одной пули в барабане на шесть патронов проявление инициативы в Советском Союзе равнялось скорее пяти пулям в шестизарядном револьвере. Да, иногда «проносило». Но столь немногих и так нечасто, что хватит десяти пальцев на 30 лет правления этого людоеда. И ещё. Главной эмоцией, основной движущей силой в управленческой модели Сталина был страх. Этот влюбленный в себя до безумия убийца обожал, когда его боялись. Он культивировал страх. Он знал, как легко управлять людьми, обезумевшими от страха. Так вот. Если вы не хотите, чтобы ваша компания закончила так же бесславно, как и Советский Союз, делайте все наоборот. А) Доверяйте Вашим сотрудникам. Возможно, иногда они будут склонны злоупотреблять этим. Но в основном их благодарность за Ваше доверие с лихвой компенсирует все недостатки. Б) Не контролируйте каждый их шаг. Покажите им пример, как поступать. Затем прокомментируйте их самостоятельные действия и исправьте ошибки. Наконец, дайте им свободу и автономию, не забывая напоминать об основных принципах. И вскоре Вы увидите, что они, вполне возможно, почти превзошли Вас в том, где Вы ещё недавно показывали им пример.

 

В любом случае, у Вас не будет времени, чтобы контролировать каждый шаг сотрудников. Если, конечно, Вы не бездельник (ведь сколько времени нужно для того, чтобы контролировать всё и всех!) и не глупец (убивая в людях инициативу и лидерство, мы обрекаем свою команду на поражение, что и случилось со стерилизованными последователями красного вождя, как только тот умер). В) Не мотивируйте людей страхом. Не пугайте их и не угрожайте им. Да, гораздо сложнее – найти подход к каждому, отличающийся от манипулирования страхом. Но это возможно. И плоды этого будут долговечными и незабываемыми.

 

  • Готовность прощать. Какими бы изумительными ни были сотрудники, рано или поздно они допустят ошибки: перепутают телефон, затеряют документ, опоздают на свою утреннюю смену. Честно, я всегда с трепетом ожидаю какого-то из подобных просчетов. Представьте на мгновение: расстроенный и слегка перепуганный сотрудник сообщает о той или иной проблеме, подсознательно ожидая наказания и, возможно, готовя аргументы, алиби и оправдания. Просто не существует более подходящего времени, чтобы сказать: «Мы все ошибаемся. И это была Ваша ошибка. Первая. Не последняя. Вы не хотели ее допустить. Но это случилось. Сделайте выводы и постарайтесь не повторять ее. Но, главное, что бы ни происходило, знайте: мы никогда не против Вас. Что бы ни случалось, мы – всегда за Вас. Ведь мы – одна команда».

 

Никогда не «казните» Ваших сотрудников за ошибки. Цените как зеницу ока тот факт, что коллеги рассказывают Вам о своих промахах. Накричите на них – и они перестанут сообщать Вам об этом. Но при этом оплошности все равно будут иметь место, без шансов на исправление, пока не выльются в колоссальный скандал с клиентами или в негативный отзыв в открытых источниках. Так что думайте сами, решайте сами, как реагировать на плохие новости.

 

Неожиданно для студентов, пришедших на вечерние занятия 9 января 2013,
прошла инициатива по распеванию колядок (carols) на английском.
Ее провел наш друг Юра Кожухаров (слева).

 

Помните, никто не совершенен, даже Вы. 😊 И, перефразируя известное высказывание об отыскивании соринки в глазу другого, хотя у нас самих там бревно, сделаем вывод: как только Вы поймали себя на мысли, что очень недовольны Вашими сотрудниками и готовы сказать-сделать что-то радикальное, знайте – Ваши сотрудники тоже чувствуют по отношению к Вам что-то подобное. Поэтому не рубите с плеча. Подумайте несколько раз, прежде чем сказать или сделать. Ещё раз прочтите утром имейл, который Вы написали вчера вечером. Ведь сила действия всегда равна силе противодействия. Хотите сотрудников, хлопающими дверьми и повышающими голос – тогда делайте это сами. Если же хотите, чтобы Ваши сотрудники были готовы простить Вас (а в этом будет необходимость!), начните с того, что хотя бы иногда будете прощать их.

 

И еще. Не спешите обвинять сотрудников в чем-либо, пока не выслушали их. Вы удивитесь, насколько по-другому будет выглядеть ситуация через их глаза. Помните: очевидное нам далеко не всегда очевидно для других. Поэтому старайтесь слушать больше, чем говорить. Помните, как Вас несправедливо обвинили на предыдущем месте работы? Зачем же повторять ошибки других?

 

Кстати, Вы знали, что статистически на 10 критических комментариев в чей-то адрес мы делаем всего лишь один положительный? Почему бы не попытаться свести эту явную несправедливость к пропорции хотя бы 50/50? А вообще-то, когда в последний раз Вы искренне хвалили Ваших сотрудников? Думаете, жизнь была бы лучше без них, таких непутевых? Не забывайте народной мудрости: каждая следующая жена вдвое хуже предыдущей. Думаю, администраторы чудесно вписываются в эту формулу. Каждый следующий администратор… 😊

 

Иногда можно услышать в компаниях, работающих в сфере обслуживания: «Клиент – это все. Сотрудник – никто». Или же наоборот: «Сотрудник всегда прав. А клиент – лопух. Подумаешь, одним больше, одним меньше!» Опасность! Лично я считаю такой «клиентский сервис» лицемерным, пластмассовым и ненастоящим и, более того, обреченным на провал. Единственный вопрос – вопрос времени.

 

Помню, как меня спросили: «Кто важнее: сотрудник или клиент?» Подумав немного, ответил: «Клиент. Но только при условии, что сотрудников мы тоже будем считать клиентами, хоть и клиентами внутренними».

 

Мы делаем все! Экскурсия для группы американцев. Лето 2011.

 

Выходит, клиенты внутренние помогают нам работать с клиентами внешними. Все мы слышали о том, что легче любить весь мир, чем тех, кто рядом. Но если мы хотим изменить мир, мы должны сделать что-то хорошее для нашего ближнего. Точно так же, часто действительно проще испытывать теплые, дружеские чувства к клиенту, которого мы видим раз в неделю, чем к сотруднику, которого видим каждый день и который так часто (ну почему жизнь так несправедлива?!?!) оставляет немытой свою чашку. Однако, если нам удастся с уважением и вниманием относиться к нашим сотрудникам, наши гости бесспорно ощутят на себе то же отношение.

 

Последнее, что хочется сказать о сотрудниках. Говорят, люди не меняются. К сожалению, я вынужден согласиться этим фактически на 100%. Во всяком случае, в корпоративном мире. То есть, проводя собеседование с человеком, не надейтесь, что он/она изменится в процессе работы. Нет! Они либо станут чуть-чуть лучше, либо чуть-чуть хуже. Но они никогда не изменятся радикально по сравнению с тем, что Вы видели на собеседовании при принятии на работу. Единственное исключение – люди, которые готовы учиться и меняться. Выискивайте таковых! Хватайтесь за них и держите их! Это драгоценные камни, которые будут украшать корону вашей компании. Однако эту готовность учиться и меняться, опять-таки, можно разглядеть при встрече с человеком. Но если Вы уж взяли кого-то – никогда не жалуйтесь на «плохих сотрудников». Это те, кого ВЫ выбирали. Они – отражение ВАС. Они воплощают в жизнь ВАШУ философию. Так что помните — успех компании напрямую зависит от сотрудников, которых Вы захотели видеть в своей команде. И именно они, в конечном итоге, либо приведут компанию к вершинам успеха, либо погубят ее.

 

6. Командная работа

 

Подозреваю, многие не согласятся, но я искренне считаю, что три самых лучших изобретения человечества – это: 1) туалет и водопровод, 2) электричество, 3) футбол. Не буду останавливаться на 1 и 2, но скажу несколько слов о 3. Говорят, что футбол – вопрос жизни и смерти. Позволю себе несколько видоизменить это утверждение: «Футбол – это то, какой должна быть жизнь». Сейчас поясню.

 

Всегда при принятии на работу мы неизменно задаем кандидатам вопрос: «Вы когда-то занимались спортом?» И тот, кто имел опыт КОМАНДНОГО вида спорта, всегда имеет определенное преимущество. В футбольной команде, например, личные достижения всегда направлены на благо команды, и без глобальной пользы для нее лишены смысла. И правда, какая разница, сколько голов я забил за матч, если в итоге моя команда проиграла?

 

Слева направо: Анастасия Кириленко, Галина Ущаповская, Наталья Здебская –
наша АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОМАНДА МЕЧТЫ,
с которой Аня вынесла все золото из банка.
Май 2015.

 

Также, человеку, так или иначе знакомому с командными видами спорта, никогда и в голову не взбредет сказать: «Извините, но это не входит в мои полномочия». В современном футболе защитники должны быть готовы подключаться к атаке, равно как и форварды возвращаться назад, чтобы помогать команде в защите. И еще. В командных играх отсутствует такое понятие, как «кто из нас главный?» Да, есть человек с капитанской повязкой на руке. В английских клубах, например, это обычно самый опытный игрок. Именно поэтому украинец Олег Лужный выводил на поле лондонский «Арсенал», поскольку был самым возрастным футболистом клуба. А самый главный в футболе – команда в целом и ее болельщики, приходящие на трибуны или смотрящие матч на экране.

 

Последнее. В футболе на каждую позицию обычно претендует минимум два игрока. Так что в команде всегда присутствует здоровая конкуренция. Соответственно, у игроков имеется определенная мера трезвой самооценки и здорового смирения. Ведь если в моей игре есть какие-то недочеты, я готов сесть на какое-то время на скамейку запасных и тренироваться, тренироваться, тренироваться, чтобы как можно скорее усовершенствоваться, исправить недочеты и вновь занять место в основном составе.

 

Из всех видов спорта мне ближе всего футбол. Мне не особо интересно ходить в спортзал, играть в теннис или плавать в бассейне. Я ни разу не смотрел боксерского поединка братьев Кличко. Мне скучно. Там нет команды. И ровно столько, сколько будет существовать «Ближе к мечте», это будет команда, а не театр одного актера. Да, мы тренируемся. Да, мы пытаемся наладить взаимопонимание и оптимизировать взаимодействие. Мы ошибаемся. Правда, что командная работа на начальных этапах может проигрывать единолично управляемой системе. Но равно справедливо и то, что зрелая команда всегда превзойдет любую единолично управляемую систему. Всего лишь два примера.

 

Генерал Эйзенхауэр, командовавший операцией по высадке союзников в Нормандии 6 июня 1944 года, которая в конечном итоге стала самым судьбоносным сражением Второй Мировой войны, НЕ ОТДАЛ НИ ОДНОГО ПРИКАЗА после сигнала о начале операции. (Полная чушь, когда говорят, что перелом в войне произошел раньше и что американцы вступили в сражение с нацистским правительством, когда исход сражения был уже предрешен! До высадки союзников в Нормандии война могла закончиться как угодно, возможно так, как и началась: Гитлер и Сталин вновь договариваются о ненападении и сохранении границ до 1941 года, то есть с разделенной Польшей, захваченной Прибалтикой и частью Финляндии. Вы никогда не задумывались, почему неудачное покушение на Гитлера произошло 20 июля 1944 года, то есть две недели после высадки в Нормандии, а не раньше? Повторюсь, до высадки Союзников в Европе исход войны был непредсказуем. После же успешной операции в Западной Европе поражение Гитлера стало очевидно всем, включая его окружение, которое и попыталось устранить его и поскорее заключить мир с противниками).

 

Так вот, Эйзенхауэр знал, что в подготовку войск Союзников были вложены месяцы и даже годы обучения и подготовки, и теперь его люди были готовы столкнуться с любой сложностью и справиться с ней. А давать распоряжения о действии в театре военных событий, находясь по другую сторону пролива Ла-Манш, было чуждо его мышлению.

 

Однако слепая убежденность в своей правоте и всезнании плюс недоверия к другим и полное непонимание сути команды были присущи Гитлеру. Поэтому он, услышав о высадке Союзников за сотни километров от места событий, не преминул отдать целый ряд распоряжений, одно глупее другого. Не мудрено, что войска Союзников оказались на голову выше, чем военная машина Вермахта.

 

 

Скажу напоследок, что любимым спортом Эйзенхауэра был бейсбол. Конечно, у него не было шансов отдать предпочтение футболу в Америке 40-х годов, поскольку его там просто не было как такового, но бейсбол требует взаимодействия между девятью участниками команды. А как же Гитлер? В «Моей борьбе» он писал: «Есть один спорт в частности, который не должен быть забыт. Это бокс».

 

Как по мне, комментарии излишни. Именно поэтому, имея двух равноценных кандидатов, в «Ближе к мечте» мы отдадим предпочтение тому, кто занимался КОМАНДНЫМ видом спорта.

 

7. Молитва

 

Как-то я прочел интересную фразу. Ее первая часть звучала: «Мы должны молиться так, как будто бы успешный исход того, над чем мы работаем, на 100% зависел от Бога…»

 

Нет времени дискутировать, как работает молитва. Скажу просто, что мы молились миллион раз о шаге с открытием «Ближе к мечте», начав где-то за полгода (именно за такое время я сообщил руководителю на моей предыдущей работе, что буду открывать свою школу). Мы молились о правильном времени, чтобы не сделать это слишком рано или слишком поздно. Молились, чтобы наш офис находился в самом лучшем месте. О том, чтобы арендная плата была идеальной (открою секрет, что за эти пять лет, то есть с июня 2010 по июнь 2015 она не изменилась НИ РАЗУ!). Молились о нашем будущем арендодателе. Молились, чтобы не подводить наших нынешних и будущих студентов, но превосходить их ожидания. Молились, чтобы не разочаровывать наших будущих сотрудников и также положительно удивлять их. Молились о наших соседях. (Помню снежный день, когда машина доставила стол для настольного тенниса, и мы с Аней стояли в недоумении, понимая, что переоценили свои силы. Вдруг – проходит мимо сосед: «Что, ребята, нужна помощь?») Молились о мудрости в принятия стратегических решений и о водительстве в повседневных делах, а также о множестве других вещей и людей.

 

В завершении этого раздела не могу сделать ничего лучшего, как еще раз повторить первую часть высказывания: «Что бы Вы ни делали, молитесь так, как будто бы исполнение этого на 100% зависело от Бога…»

 

Съемки ролика «Dangerous IF» из серии мини-видеоуроков FUNNY GRAMMAR.
Май 2014.

 

8. Hard work

 

А в этой части позволю себе закончить только что упомянутую цитату: «… а работайте так, как будто бы успех вашего предприятия на 100% зависел от Вас!»

 

Если есть зима, то обязательно будет и лето, а день всегда сменится ночью. И наша жизнь точно так же состоит из различных периодов. И хотя трудолюбие не вредит никогда и никому, в некоторые моменты нам необходимо быть особо прилежными.

 

Не удивительно ли, что все хотят  результатов выше средних, но столь немногие готовы прилагать усилия, превышающие попытки среднестатистического человека?!? Ведь все учат английский, но по-настоящему успешным будет тот, кто просматривает новые английские слова во время обеденного перерыва, думает на английском, когда возвращается домой, а музыка в их наушниках звучит лишь после того, как прослушан очередной TOEFL аудио-тест. Помните: если Вы поступаете так же, как и другие, то и результаты будут соответствующими – посредственными. И напротив, если Вы делаете то, чего не делают другие, то Вы, вероятно, на пути к успеху.

 

Съемки ролика «Порядок слов» из серии мини-видеоуроков FUNNY GRAMMAR.
Май 2014.

 

Кто работает 8 часов в день? Почти все! А 9? Немного поменьше. А как насчет 10 часов в день? Или двенадцати? А как насчет начала рабочего дня в 7 утра и окончания в 10 вечера? Или работы как в субботу, так и в воскресенье? Понятно, в таком ритме сложно продержаться дольше, чем несколько лет. Но, с другой стороны, если Вы желаете отпраздновать пятилетие Вашей компании – Вашего детища – не стройте иллюзий относительно «тайм менеджмента» и «баланса между работой и жизнью». Или в противном случае не пытайтесь открывать свое дело. Однако, если Вы готовы работать прилежно и получаете от этого удовольствие, Вы становитесь одним из претендентов на успех!

 

Помню мое первое впечатление от встречи с однокурсниками в Могилянке. По сравнению с ними – академическими небожителями – я откровенно ощущал себя пигмеем. Они знали больше, они прочитали больше, они были светилами и глыбами знаний. «Что я здесь делаю? Я не дорос до их уровня!» – восклицал я не раз. И понимал, что мой единственный шанс – прилежание, hard work. Ведь можно лечь позже, встать раньше. Не поехать после занятий домой, а направиться сразу в библиотеку, сэкономив время на обеде. В конце концов, не прогуливать лекции и вести конспект! Помню одного гения (говорю без всяких преувеличений), который если и приходил на лекции, то записывал тему, фамилию лектора и рисовал какие-то картинки. «Тренирую память. Заметки ухудшают способности нашей памяти. Платон, например, запрещал своим ученикам записывать его лекции», – объяснял он. Но я понимал, что ему просто было «в облом» вести конспект. Чем все закончилось? У него некоторое время спустя начались проблемы с оценками и преподавателями, и он был вынужден взять академку. Я же заканчивал четвертый курс, будучи по версии кафедры лучшим студентом своего историко-философского факультета.

 

«Чтобы стать выдающимся футболистом, необходимо 10% таланта и 90% прилежания», – повторял кто-то из звезд мирового футбола. Несомненно, это высказывание верно и о работе. Трудолюбие. Hard work. Это один из основных ключей успеха в бизнесе. Поэтому не упустите Вашу победу из-за, банально, лени или недостатка прилежания.

 

9. Цена

 

«Восток, – утверждал некто, – дело тонкое». Думаю, не нужно спорить, что ровно такое же тонкое дело – цена, устанавливаемая на наши продукты или услуги. В действительности, существует огромное количество теорий и стратегий ценообразования, и та или иная компания имеет полное право воплощать их в жизнь. Но что касается ценовой политики «Ближе к мечте», то она основывается на следующем: «Цена – отражение нашего отношения к людям».

 

Цена должна быть честной. С нашей точки зрения честная цена – это цена, которая приятно удивляет. Вы не представляете, какое удовольствие приносят нам вопросы студентов: «А почему вы так мало берете за ваши услуги?» Или: «А почему вы не повышаете цены?» Или: «Скажите, у нас поменяются цены с нового года? Нет?! Как здорово!» Честная цена – эта цена, с которой не нужно предлагать скидку. Например, если мы и предлагаем скидку на обучение, то она не превышает 5-10%, в зависимости от того, сколько родственников из одной семьи занимаются у нас или сколько групп одной компании мы ведем. Мы просто не можем позволить себе срезать наши цены на 25%, 50% или 75%. Просто потому, что наши цены честные. Честные цены – это еще и те, которые мы бы сами платили с радостью и готовностью, понимая, что получили больше, чем могли рассчитывать. Честная цена – это та цифра, которую не нужно стыдливо и молча писать на клочке бумаги. Это цифра, которую мы готовы озвучить с чистой совестью, глядя глаза в глаза тому, кто об этом спросил.

 

Наша волшебная кухня-скворечник (Birdhouse).

 

Но наш самый любимый комплимент студентам – обещание не повышать цен существующим клиентам. Как долго не занимался бы у нас человек, мы не повысим их тарифы. Во-вторых – это глупо и экономически невыгодно, поскольку любое повышение цен влечет за собой определенную потерю клиентов. Во-первых – потому что мы ценим доверие наших студентов больше, чем сиюминутную выгоду.

 

Нам чуждо пещерное мышление, например, руководителей некоторых супермаркетов, которые повысили свои цены в два-три раза. Рассказы о том, что «мы же не можем работать себе в убыток!» оскорбительно-примитивны. Причина проста: владельцы хотят получать такую же прибыль, что и раньше, причем в долларах. Одним словом – дикари.

 

Это заблуждение, что увеличение прибыли в первую очередь зависит от увеличения цены. Прибыль в первую очередь зависит от эффективности работы компании. Например, самый прибыльный период для «Ближе к мечте» — это, как ни странно, конец 2014-начало 2015 годов. И при этом мы НЕ УВЕЛИЧИВАЛИ НАШИХ ЦЕН!!! Гордимся этим. Мы делали это потому, что не хотели усложнять и без того непростую жизнь наших сограждан. Надеемся, они оценили это и будут помнить, что мы поставили их интересы выше своих. Так и было. Ведь когда мы решили не повышать цен, хотя доллар поочередно переваливал за 15, 20, 25, 30 гривен, мы не знали, чем это закончится для нас. Но мы решили играть против себя в пользу наших друзей – наших студентов. И получили парадоксальную ситуацию: невозможно выиграть, если ты не готов проиграть. Трагично для «Сильпо» (ой, извините, проговорился), мы всегда будем знать, что им было плевать на наши страхи, надежды и переживания. Когда нам было сложно, они просто пересчитывали свои прибыли в долларовом эквиваленте. Но жизнь справедлива. Они потеряли часть своих клиентов, и уважение еще большего количества людей. Все честно! Они заслужили это.

 

Но «Ближе к мечте» – это не бизнес. Наша школа – это стиль жизни. Мы на самом деле хотим оставаться примером того, как нужно работать, как относиться к сотрудникам, как ценить доверие тех, кто к нам обращается. Мы хотим быть свидетельством того, что в эпоху гугла, айфонов, фейсбука и интернета самым могущественным и влиятельным по-прежнему остается золотое правило: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе». И цена – одно из самых красноречивых проявлений этого принципа. Мы не хотим идти к нашей мечте ЗА СЧЕТ других людей. Мы хотим шагать мечте навстречу ВМЕСТЕ с ними.

 

10. Мечта

 

Наконец, не начать «Closer to the Dream» было бы официальным отказом от мечты. Ведь почему мы зовемся «Ближе к мечте»? Кто и к какой мечте должен стать ближе? С одной стороны, обучая наших студентов иностранным языкам, мы помогаем им приблизиться к их горизонтам, будь то желанная работа или долгожданная возможность путешествовать и общаться беспрепятственно по всему миру. С другой стороны, помогая другим стать ближе к их заветному-долгожданному, мы приближаемся к мечте нашей. Сначала это – высококлассная школа иностранных языков. Затем – детский садик такого же высокого уровня. Затем – полноценная средняя школа с медицинским уклоном, где… Пожалуй, не буду сейчас открывать все тайны, и, извольте, не буду продолжать с дальнейшими мечтами, поскольку Вы скажете, что я сошел с ума. Давайте лучше поговорим об этом еще через 5 лет, когда мы будем праздновать свою десятую годовщину!

 

 

Благодарность

 

Хочется поблагодарить всех сотрудников, бывших и теперешних, что решили на какое-то время связать свою жизнь с нами. Особая признательность – Полине Черкашиной, Светлане Осипенко, Сергею Горбатюку и Катерине Басиной, которые были с нами на нашем самом первом StaffFUNmeeting. Спасибо друзьям, родственникам и просто знакомым, которые выражали поддержку, ободрение и уверенность в нашем будущем успехе. Спасибо студентам, которые без ропота и возражения приходили на занятия в «Пузату хату», когда у нас не было офиса. Спасибо Антону Шургальскому и Вите Баркар (нашим друзьям-дизайнерам), которые отговорили нас от полностью меблированного и более дешевого офиса на Льва Толстого и убедили в том, что 5 комнат с пустыми стенами на Ивана Мазепы, 3 – именно то, что нужно. Спасибо Василию Черному, который был первым студентом, пришедшем на первое занятие в нашем офисе. Сердечная благодарность каждому, кто не побоялся-постыдился рекомендовать нас другим людям. Спасибо каждому, кто переступал порог нашей школы с улыбкой. Спасибо нашим соседям из квартиры 75 за то, что вернули нам ключи, которые были забыты в почтовом ящике. Снимаем шляпу перед жителями дома, пожарными и ангелами, остановившими огонь во время пожара за несколько парадных до офиса, в котором мы, ничего не подозревая и не слыша, мирно спали. Спасибо арендодателю Олегу Константиновичу. Спасибо нашей административной команде, которая бесспорно является наилучшей группой администраторов среди школ иностранных языков Киева. Низкий поклон всем героям и патриотам Украины, кто в судьбоносное для нашей страны время жертвует временем, финансами, здоровьем и жизнью, чтобы Украина состоялась как страна, где можно мечтать и достигать своих мечтаний, а не просто бухать и говорить о «былых хороших временах». И, конечно, слова не выразят всей признательности моей жене Ане за то, что она переборола тысячу страхов и отважилась сделать огромный шаг в неизвестность, полагаясь лишь на мое обещание, что все будет хорошо. За то, что согласилась после свадьбы спать на раскладушках, а потом и вовсе три года жить в офисе в раскладном шкафу-кровати. И за те минимум 50 лет счастливой супружеской жизни, которые мы проведем вместе. И, наконец, хочу сказать спасибо Иисусу Христу, показавшему, что секрет счастья – это не сколько мы получили, а сколько мы отдали; сказавшему, что мы должны относиться к другим так, как хотели  бы, чтобы относились к нам; следящему за тем, чтобы Его слова исполнялись, даже тысячелетия после Его жизни на земле; даровавшему нам возможность узнать, насколько прекрасна жизнь на этой земле и давшему надежду на несравненно лучшую жизнь в вечности!

 

Юрий Интелегатор,
учредитель школы «Closer to the Dream»

В блог